15 лет назад – предложения по улучшению судебной системы в 2005 г.

28.09.2020

Как отметил в своем выступлении на съезде Нурсултан Абишевич, развитие судебной системы — один из главных приоритетов государства. Ведь если нет обеспечения защиты прав, то нет свободы и демократии. В Казахстане в этой сфере сделано немало. В частности, приняты меры по дальнейшей профессионализации судебных органов, укреплению социального и правового статуса судей.

Мы собрались, подчеркнул Нурсултан Назарбаев, чтобы всесторонне проанализировать работу судов, обсудить насущные проблемы правосудия. Но главное — съезд поднимает на новый уровень дискуссию по вопросам перспектив развития судебной власти, степени доверия граждан к судам и судьям.

Современная судебная система — одна из главных составляющих основ государства, один из рычагов демократического развития страны на пути социальной, экономической и политической модернизации. Именно от ее состояния зависит отношение граждан к современной казахстанской правовой политике, уровень доверия к власти со стороны общества.

Сегодня, когда многие правовые постулаты и принципы подвергаются переоценке перед лицом глобальных вызовов, суд призван усилить защиту прав и свобод граждан, обеспечить возможность обществу развиваться дальше в рамках правового поля, отметил Президент.

Реализация конституционных положений о гарантиях судебной защиты неразрывно связана с созданием государством надлежащих условий деятельности судов. Мощным импульсом для улучшения их материально-технического и ресурсного обеспечения стал поэтапный в последние годы рост бюджетных ассигнований на эти цели. Так, если в 2002 году было выделено 4,8 миллиарда тенге, то на текущий год в бюджете государства предусмотрено 7,9 миллиарда.

Проведена большая работа по обеспечению помещениями и созданию надлежащих условий работы судов. С 2001 года в новые здания переехали Верховный суд, восемь областных и 21 районный суд. В 48 строениях проведен капитальный ремонт. Оснащенность судов основными материально-техническими средствами по сравнению с 2001 годом возросла вдвое. Сегодня каждый судья обеспечен необходимой компьютерной техникой.

Если в 2002 году в стране действовало 185 местных судов, в которых работало 1 823 судьи, то в настоящее время их 336 со штатом 2 423 судьи. Только за последние три года штатная численность судей дополнительно увеличена на 600 единиц, что позволило снизить нагрузку и создать во всех регионах специализированные экономические и административные суды. На приобретение бюджетного жилья для судей в 2003 году было выделено средств на 81 квартиру, а в 2004 году — на 133.

Принятые государством меры позволяют обеспечить стабильное качество и оперативность работы судей. Вот уже четыре года, как сохраняется тенденция сокращения числа судебных ошибок, нарушений сроков рассмотрения дел. Причем улучшилось качество отправления правосудия районными судами, на которых лежит основная нагрузка.

Но самым главным является то, что граждане все чаще решают свои проблемы именно через суд. Только в истекшем году в суды республики поступило около миллиона дел и заявлений, что почти в два раза больше, чем в 2000 году.

Вместе с тем, подчеркнул Нурсултан Абишевич, было бы неверным утверждать, что все проблемы в сфере правосудия решены.

Судебная власть в состоянии выполнять свою общественную миссию только при условии сохранения в обществе доверия как к суду в целом, так и к судьям в частности. Бытующее в обществе недоверие к способности судов разрешать споры на основании законов заставляет различные общественные силы либо искать способы неправового давления на суд, либо прибегать преимущественно к внесудебным путям разрешения конфликтов. И то и другое чревато негативными последствиями для развития общества, так как возрастает фактор непредсказуемости, человек лишается чувства правовой защищенности, безопасности. В конечном счете, все это тормозит позитивные общественные изменения.

К сожалению, отметил Глава государства, продолжается судебная волокита. Граждане годами ходят по различным судебным инстанциям в поисках правды. Это вызвано тем, что структура судебной системы претерпела незначительные изменения. Надзорное производство, пережиток советской эпохи, позволяет зачастую по надуманным мотивам многократно пересматривать и отменять приговоры и решения судов, вступившие в законную силу, что вызывает непонимание и подозрение у сторон процесса. Необходимо, отметил Нурсултан Назарбаев, максимально сократить надзорные инстанции и добиться того, чтобы часть дел решалась на местах, а не затягивалась в вышестоящих судах, создавая почву для коррупции.

Авторитет судебной власти и эффективность ее деятельности зависят от профессионализма судей, их объективности, беспристрастности и справедливости. Между тем существуют большие претензии как к качеству работы судей, так и к их моральному облику.

Справедливость судебных решений — критерий, по которому общество оценивает качество правосудия, а уважение к суду — это, в первую очередь, уважение к государственной власти. Поэтому факты взяточничества, судебного бюрократизма или грубых судебных ошибок подрывают доверие не только к суду, но и к государству в целом.

Президент подчеркнул, что крайне важно не оставлять без внимания любой, даже, казалось бы, малозначительный случай нарушения в деятельности судов. Там, где вершится правосудие, нарушения просто недопустимы.

Основой решения проблем, накопившихся в последние годы в судебной системе, отметил Нурсултан Назарбаев, является мое нынешнее Послание народу Казахстана, в котором, как известно, предложен целый пакет мер по дальнейшему совершенствованию судебной системы и усилению социальных гарантий судьям.

Моим распоряжением, сказал также Президент, образована комиссия по вопросам дальнейшего совершенствования судебной системы Казахстана.

По результатам ее работы выработаны предложения по дальнейшему упрощению судопроизводства и сокращению надзорных инстанций в судах, усилению гарантий прав граждан и роли адвокатов в судебном процессе. Кроме того, комиссией и Верховным судом подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, предусматривающие социальные гарантии судьям в части увеличения им заработной платы, отчислений в пенсионные фонды, страхования, выплаты единовременных выходных пособий.

Требуют проработки вопросы, связанные с отбором кандидатов на должность судьи, приостановлением и прекращением его полномочий, повышением профессионализма судей и их ответственности за злоупотребление властью. Необходимо решать и другие проблемы, умаляющие авторитет судебной власти.

Очевидно, следует улучшить систему отбора, профессиональной подготовки судейских кадров, усилить требовательность к нравственному и этическому облику судей. Работа судьей — это в известной степени вершина карьеры чиновника, особенно юриста, поэтому, как заметил Президент, считаю, что мы должны утвердить такой принцип положения суда в нашем государстве.

Считаю необходимым, подчеркнул Глава государства, особо ужесточить требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, уделив особое внимание их моральным качествам. Претендент должен, как это предписывает закон, быть с безупречной репутацией. При этом предпочтение должно отдаваться кандидатам с длительным стажем работы по юридической профессии и показавшим себя с положительной стороны.

Необходимо принять меры по демократизации процесса конкурсного отбора кандидатов в судьи. В связи с этим следует повысить эффективность, согласованность и слаженность работы Высшего судебного совета и Квалификационной коллегии юстиции по отбору судейских кадров.

Значительное влияние на эффективность отправления правосудия оказывают вопросы, связанные с исполнением судебных актов, отметил Нурсултан Назарбаев. Следует сказать, что основные причины их неисполнения заключаются не только в отсутствии денег и иного имущества у должников, но и в недостаточно высоком уровне организации соответствующей работы. Не исполняется почти каждый третий судебный акт, что вызывает многочисленные, зачастую совершенно обоснованные жалобы, особенно по спорам в сфере предпринимательской деятельности.

Сейчас завершается подготовка законопроектов о внесении необходимых изменений и дополнений в Закон «Об исполнительном производстве», другие нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу. Надо их принять, что позволит поднять уровень работы по исполнению судебных постановлений.

Другой, более кардинальной мерой в этом направлении, подчеркнул Глава государства, является внедрение института частных судебных исполнителей. Опыт Франции, Германии, ряда других стран убедительно свидетельствует о высокой эффективности их деятельности. И этот опыт необходимо изучить.

В соответствии с Основным законом судебная власть осуществляется от имени республики и направлена на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров республики.

Данное конституционное положение, отметил Нурсултан Абишевич, носит концептуальный характер и должно быть положено в основу дальнейшего реформирования судебной системы, всего законодательства о судопроизводстве. Исходя из названного базисного положения, особое внимание следует уделить районным и приравненным к ним судам, в которых рассматривается и разрешается основная масса дел. Соответственно, мнение о судебной системе, ее эффективности и справедливости формируется у населения при обращении именно сюда. Направленность принимаемых мер на данное звено позволит не только поднять престиж и авторитет судей среди граждан, но и улучшить материально-техническую базу работы районных судов.

Государство делает и будет делать все возможное для улучшения материального положения судей. Однако и судьи должны знать, что любое нарушение законности, норм судейской этики повлечет лишение всего пакета социальных льгот. Это положение необходимо включить в наши законы, заметил Президент.

В процессе укрепления судебной системы, как и при рассмотрении любых государственно-значимых вопросов, важно иметь согласованную позицию всех ветвей власти, что будет залогом их успешного решения. Мы не собираемся экономить на судах, подчеркнул Глава государства, но при этом вырабатываемые подходы должны быть взвешенными и поэтапными, базирующимися на современных возможностях страны.

Одно из направлений дальнейшего правового развития связано с реализацией нормы Конституции о возможности осуществления уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, отметил Нурсултан Назарбаев. Введение данного института будет способствовать полной реализации принципа состязательности уголовного судопроизводства и в целом повышению качества отправления правосудия.

Конституционное право каждого человека на квалифицированную юридическую помощь, а также принцип состязательности требуют дальнейшего развития форм оказания такой помощи, в том числе бесплатной — для неимущих граждан. Однако в настоящее время реализация данного положения сталкивается с проблемами, особенно применительно к неимущим, и прежде всего в сельской местности.

В правовом государстве защита граждан не должна ставиться в зависимость от их имущественного положения и места проживания, отметил Президент. Государству следует добиваться реального обеспечения равенства сторон судебного процесса и оказания квалифицированной юридической помощи населению.

Повышению качества отправления правосудия будет способствовать дальнейшее развитие специализации судов. Может быть, следует подумать о создании судов по делам о несовершеннолетних и других специализированных судов, считает Глава государства.

Следует повысить ответственность председателей областных и районных судов за состояние отправления правосудия и организацию деятельности судов, обеспечение оптимальной нагрузки на судей. Необходимо пересмотреть подходы к организации деятельности дисциплинарно-квалификационных коллегий. Надо добиться, чтобы они стали действенным рычагом решения вопросов дисциплинарной ответственности судей. Каждый факт явного и грубого нарушения закона должен служить основанием для привлечения судьи к строгой ответственности.

Государством созданы необходимые условия для успешного функционирования судебной власти, и теперь, как отметил Нурсултан Абишевич, обращаясь к судьям, только от вашей работы зависит, насколько эффективно мы будем продвигаться вперед по пути становления судебной системы, отвечающей международным стандартам.

Без эффективной судебной системы результативность преобразований в других областях государственной и общественной жизни может оказаться не соответствующей темпам социально-экономического развития страны. Только эффективно функционирующее правосудие может дать уверенность активной части населения в том, что их вложения в национальную экономику оправданны и находятся в безопасности.

В связи с этим Президент выделил два основных направления, по которым судебная система должна воздействовать на развитие экономики страны.

Во-первых, именно доступ к правосудию, возможность обращения в суд должна являться, в конечном счете, единственным убедительным воздействием на бюрократию; неэффективность суда снижает результативность административной реформы и борьбу с административным произволом.

Во-вторых, только суд должен стать для мелкого и среднего бизнеса местом, где можно добиться соблюдения правил честной конкуренции с крупными финансово-промышленными группами; неэффективность суда резко снижает темпы развития мелкого и среднего бизнеса.

Решение поставленных на съезде задач, подчеркнул Глава государства, позволит создать такую судебную систему, которая будет способствовать не только торжеству закона и справедливости, но и даст экономический эффект. Правовая защита собственности и собственника поставит заслон всяким переделам имущества, перераспределению сфер влияния должностных лиц, повысит благоприятный инвестиционный климат в государстве, укрепит веру граждан в необходимость развития и расширения собственного бизнеса. Такая судебная система будет способна обеспечить правовую базу развития среднего класса собственников, который является основой социальной среды, обеспечить стабильность и необратимость реформ.

Развитие рыночных отношений все больше подтверждает истину, что без формирования самостоятельной, независимой и справедливой судебной системы экономические и политические реформы невозможны. Только судебная система способна обеспечить потенциальных инвесторов, в том числе отечественных, надежными и заслуживающими доверия правовыми институтами.

Судебно-правовая реформа предполагает решение кардинальных проблем, связанных с эффективностью судебной системы, что должно быть предметом первоочередного внимания как государства, так и общества. Поэтому работа по осуществлению судебной реформы должна быть продолжена при активном участии судейского корпуса, представителей юридической общественности, предпринимательских кругов, общественных организаций и, конечно, законодательной и исполнительной ветвей власти, подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Успехи в продвижении наших реформ во многом зависят от судебной власти. А это означает большую степень ответственности независимой судебной системы. Желаю вам, отметил Глава государства, обращаясь к судьям, оправдать доверие народа, который является мерилом любой власти.